инфо форум био диски видео фильмы фото фан-клуб sex чарты турне тексты интервью книги медиа ссылки гостевая  
       
 

 

Просто Мадонна


    Несколько лет назад никто бы в это не поверил. Королева поп-музыки мастерски меняла имидж бесчисленное количество раз, но не до такой же степени! Домохозяйка, влюбленная в своего мужа, мать двоих детей – и это Мадонна?
Именно что Мадонна, а не Наташа Ростова в эпилоге «Войны и мира». Профессионалов не обманешь - Дольче и Габбана не скрывают восхищения: подумать только, женщине сорок два, у нее двое детей и при этом плоский живот! Сейчас уже трудно сказать, кто придумал 17 лет назад первый сценический образ Мадонны, был ли он порождением стилистов-профессионалов или тогдашняя «трэшевая блондинка» действовала по наитию. Если и был расчет, то он оправдался с лихвой. Но скорее всего, никакого специального расчета не было. Стратегия была одна - во что бы то ни стало вскарабкаться вверх, к славе, к богатству, к любви и всеобщему вниманию, любой ценой остановить на себе взгляд мира. И этот взгляд в самом деле прикован к ее персоне на протяжении 17 лет.
Мадонна

 

     Весь мир смотрит на нее с восхищением, с отвращением, с завистью, едва успевая следить за переменами. Самое странное, что Мадонна - это не псевдоним. То, что кажется кощунственно-эпатажным элементом имиджа, на самом деле просто имя, которым богобоязненные родители наделили дочь от рождения. Так звали, кстати, и маму, которая произвела на свет будущую звезду 16 августа 1958 года в мичиганском городке под названием Бэй-Сити. Мадонна Луиза Вероника Чикконе с детства начала попирать основы католической благопристойности: по ее же собственным словам, уже в пятилетнем возрасте она была не по годам развитой и очень любила пофлиртовать. Возможно, строгим родителям не удавалось подавить ее фонтанирующую энергию потому, что помимо Мадонны в большой итальянской семье было еще семеро детей - за всеми не уследишь. Зато первые уроки музыки она получила именно под давлением отца, который хотел сделать из дочери утонченную и добропорядочную пианистку.

    Безоблачное время кончилось, когда от рака груди умерла ее мать, а Сильвио Энтони Чикконе женился во второй раз. Мадонне тогда было около семи лет, и она почувствовала себя героиней всех сказок о злой мачехе. Как известно, самая оптимистическая из них - «Золушка». Мадонна пробиралась к триумфальному финалу своим путем. Для начала она сбежала из дома. Правда, это случилось в 19 лет, а до этого было еще много чего. Была и учеба в католической школе, где в борьбе за чистоту нравов применялись телесные наказания, а она все равно обрезала юбки до минимума, красила губы и гуляла с мальчиками. Было и увлечение джазом, и съемки в любительском фильме, и попытки профессионально заняться балетом. Собственно, последнее обстоятельство и привело ее в Нью-Йорк с 35 долларами в кармане. Жить пришлось в трущобах по соседству с мелкими уголовниками и наркодилерами, работать официанткой в закусочной. Вскоре обнаружилась прибавка к грошовой зарплате: в эротическом журнале подвернулось объявление о съемках в качестве обнаженной модели - типичная история тысяч провинциалок, мечтающих о красивой жизни и столичной карьере. Потом откуда-то взялись земляки - рок-музыканты из Детройта, потом еще какие-то никому не известные группы, и в несложившейся карьере наметился поворот: к тому времени Мадонна уже расхотела быть балериной и стала «зависать» в ночных клубах. В этих клубах и играли все группы, к которым пыталась пристать новоиспеченная бэк-вокалистка, танцовщица и ударница. Так возник имидж рок-девочки - крашеной блондинки с макияжем в несколько слоев, в тугих леггинсах и обтягивающей тишотке. Жизнестроительство шло в духе завоеваний сексуальной революции: три, четыре, пять любов­ников одновременно - и это еще не предел.
   
В 1983 году, когда вышел дебютный альбом Мадонны, миру, был явлен ее первый образ: в клипах того времени «девчонка с соседней улицы» не вынимает жвачки изо рта; на пряжке ремня, который она сама называет поясом неверности, красуются слова «игрушка для мальчиков». Как раз перед выходом альбома родилась телекомпания
MTV. Новому каналу нужно было обеспечить непрерывный, постоянно привлекающий внимание зрителя видеоряд. Мадонна была словно рождена для этого - увешанная дешевой бижутерией, с ярко-красными губами, с торчащими из-под байкерской кепки налаченными космами, под рваными джинсами - колготки в сеточку. Трэшевый стиль в мгновение ока стал хитом.
   
Это была находка для MTV образца 1983 года. Партнерство оказалось выгодным: обе стороны подогревали популярность друг друга, как, впрочем часто случалось в жизни будущей звезды, у которой со школьной скамьи обнаружился нюх на полезные знакомства. Альбом Мадонны купили миллион с лишним человек. Народ стал копировать ее внешний вид. Это был явный прорыв: стали поступать приглашения сниматься в кино, появились какие-никакие деньги. За образец для подражания Мадонна взяла себе классическую секс-бомбу 1960-х. У нее был слегка похмельный вид девочки, которая всю ночь провела в ночном клубе (что, вообще-то, было недалеко от истины, так что трудно даже назвать это имиджем).
   
«Некоторые будут всегда считать меня маленькой дискотечной шлюшкой», - говорит Мадонна. Как бы то ни было, с этого образа пошел весь трэшевый шик 1980-х. Самое смешное, что теперь многие дизайнеры пытаются вернуть моду тех лет, находя ее сексуальной.
Giant, Morgan, Kookai напрямую копируют тогдашнюю Мадонну: отбеленные ткани, сеточки и шитье как будто сошли с экрана фильма «В отчаянных поисках Сьюзан». Это была первая большая роль в кино. Героиня Мадонны носилась по дешевым магазинам нью-йоркского истсайда, закупая поддельные меха и прочие секонд-хэндовские лохмотья. Однако в реальной жизни к 1987 году Мадонна уже отказалась от этого трэшевого имиджа, обратив свой взор к настоящей роскоши. Она смыла с головы лак и гель, ее волосы приобрели платиновый отлив, а фигура стала более женственной. Она пыталась вылепить из собственного лица и тела более девический вариант своей любимой Мэрилин Монро - то навешивая на себя бриллианты, то вдруг вновь становясь девушкой-ковбоем или дворовой нимфеткой (при том, что ее реальный возраст незаметно приближался к тридцати).

    Образ Мэрилин Монро был на тот момент находкой стратегического значения, но эксперименты над собой продолжались постоянно: она могла выглядеть блондинкой или брюнеткой, девственницей или шлюхой, жесткой «материальной девочкой» или капризной, беззащитной, уязвимой, но всегда чувственной. Процесс перевоплощения не прекращался, и это действовало на публику безотказно.
   
Мадонна была непредсказуема, захватывала все возможные ниши и постоянно удерживала внимание аудитории, то вышибая слезу композицией с социальным подтекстом, то устраивая перед Ватиканом акции с раздеванием, то выступая в гей-клубах в нижнем белье, то вытаскивая на сцену огромную кровать. В одном из интервью она сказала любопытную фразу: «Когда люди смотрят на меня, они видят себя». У нее как-то получалось идти навстречу публике: она была и готической вампиршей, и конфетной красоткой с белыми кудряшками, и холодной леди, и заламывающей руки истеричкой, - то оголяясь донельзя, то прячась в драпировке до кончиков пальцев. Каждый видел в ней то, что хотел видеть, готовый забыть или простить ей остальное. Глаза с поволокой и полуоткрытые губы настойчиво внушали аудитории представление о ее неуемной, прямо-таки неземной сексуальности, а значит, и неземной притягательности.
  
В конце 1980-х - начале 1990-х ее популярность достигла того уровня, когда в поисках нового имиджа начинают обращаться исключительно к знаменитым кутюрье - верный признак звездности. Сотрудничество с Жан-Полем Готье породило на свет «визитную карточку» Мадонны - ее знаменитый остроконечный бюстгальтер, попавший в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый дорогой на свете аксессуар. Первый раз в этом лифчике Мадонна появилась в клипе «
Express Yourself». После этого Мадонна и Готье изобрели еще несколько мультяшно-сексуальных костюмов, а через несколько лет сотрудничество с дизайнером закончилось. По признанию самой певицы, Gaultier стал для нее слишком вычурным и театральным. Возможно, настоящая причина была в другом. Тема разнузданной сексуальности, которая продавливалась всеми способами в клипах, на концертах, в провокативной книге «Секс» с непристойными фотографиями, себя не оправдала. Поборники нравственности, в том числе среди коллег по шоу-бизнесу, осыпали бесстыдницу проклятиями. Альбом «Erotica» 1992 года продавался как никогда вяло. Публика стала уставать от навязчивой демонстрации обнаженной натуры, лесбийских романов напоказ и откровений   о сексуальных фантазиях, которыми она не упускала случая поделиться. Однажды Мадонна призналась, что занималась сексом гораздо меньше, чем говорила об этом. Как бы то ни было, своим музыкальным ухом она уловила тонкие сигналы «хватит!», идущие даже от самой преданной аудитории, и ре­шила вновь все поменять.
   
В 1993 году, во время мирового турне Girlie Show, Мадонна отказалась от услуг Готье и начала работать с Доменико Дольче и Стефано Габбана. Это было началом великой дружбы - вновь, как и в случае с MTV, к обоюдной выгоде. Корсет от Готье отправился на аукцион Christie's, где был куплен почти за 20 000 долларов. Конический лиф уступил место женственным туалетам, усыпанным горным хрусталем. Миланский дуэт, в особенности благодаря маниакальной энергии трудоголика Дольче, разработал ни много ни мало полторы тысячи костюмов для самой Мадонны и для ее команды: девочек на подпевке, танцующих мальчиков и музыкантов. Сама примадонна стала носить черные ботинки, шорты, жилетки и аккуратную короткую стрижку - по сравнению с остроконечным лифчиком все это смотрелось почти как синий чулок. С ее уст вдруг сорвалось словосочетание «кризис середи­ны жизни».
  
Мадонна, смолоду не пренебрегавшая гимнастикой, всерьез занялась своим здоровьем. Непонятно, куда подевались следы пороков, «нехороших излишеств» и просто прожитых лет. Джоггинг и силовые упражнения, конечно, сделали свое дело: ее тренированное тело пружинит как натянутая струна, когда она носится по сцене под гнетом пудового шитья от Doice & Gabbana. Бицепсы, трицепсы и мышцы плечевого пояса устрашающе накачаны, в назидание многим другим кумирам, которые всем своим видом свидетельствуют, что рок-н-ролл мертв. Но ей захотелось большего. «Я хочу очищения», - заявила Мадонна в 1995 году. Она занялась йогой и Каббалой с таким же увлечением, как всегда все делала в жизни, стала созерцательной и просветленной - не забывая, впрочем, держать публику в курсе своих уединенных медитаций. Рождение дочери Лурдес Марии в 1996 году стало самым убедительным доказательством обновления ее тела, духа и стиля жизни. Собаки и вороны в клипах сменили полуголых танцоров. Руки, испещренные таинственными письменами, и песня на санскрите подействовали успокаивающе на публику, которая стала потихоньку забывать съемки в «Плейбое», публичную мастурбацию, групповуху и прочие «в постели с Мадонной». Молодая мамаша стремилась быть естественной и следовала принципу «Будь проще и люди к тебе потянутся». Так и случилось. В 1999 году Max Factor выбрал сорокалетнюю звезду своим «лицом»: по признанию директора компании по маркетингу, Мадонна единственная женщина, способная в таком возрасте сохранять блеск и очарование молодости.
  
Более того, она оказалась способна родить второго ребенка и наконец выйти замуж за человека, с которым собирается жить (недолгий брак с Шоном Пенном где-то на заре ее популярности не в счет - он как-то сразу сошел на нет). Гай Ричи даже дал ей свою фамилию, хотя, разумеется, это не помешает ей оставаться просто Мадонной. Она чинно рассуждает о том, что хотела бы дать дочери настоящее европейское образование (наставники Челтенхемского колледжа для благородных девиц пришли в шок, услышав, что дитя собираются доверить именно им).

   Теперь она может многое позволить себе. Устроить «тихую» свадьбу в «отдаленном» уголке. Купить и продать дом в Англии. Лететь в Нью-Йорк, если наскучит Майами или Лос-Анджелес (у нее везде есть квартиры). Прийти на MTV в майке с надписью «Kylie Minogue». Заработав все деньги мира, тихо и умиротворенно рассуждать, что не в деньгах счастье. Перепробовав все возможные расцветки, примерить к себе патриотическую звездно-полосатую.
  
Пройдя путь от уличной красотки до Мадонны с младенцем (теперь уже с двумя), она и сейчас верна себе: шоу-бизнес в ее исполнении - это темы и образы, отшлифованные до глянцевого блеска. Если концерт в Интернете - то эксклюзивное соглашение с Microsoft. Если попса - то попса класса de luxe. Кто-то говорит, что ее деятельность - просто грамотно изготовленная обертка для пустоты, что ей не хватает вокальных данных... При этом она регулярно попадает на первые места в хит-парадах. Неизменность ее успеха, пожалуй, единственная сфера, где проявляется ее постоянство. А в остальном - сердце красавицы всегда было склонно и к измене, и к перемене имиджа. И то, и другое, безусловно, помогает в шоу-бизнесе, потому что поклонники не могут оторваться от длинного и захватывающего сериала под названием «Просто Мадонна». КЛ

Текст: Евгения Петрова
Журнал - "
Культ личности", март-апрель 2001 год.

 

 
 
 
  карта сайта контакты история сайта баннеры главная
MADONNA - BAD GIRL ©